АРХАНГЕЛЬСКИЙ НЕКРОПОЛЬ


Хромцов Николай Иванович (1902-1943)

Выдающийся советский ледовый капитан

 
Родился 22 марта 1902 г. (4 апреля - по новому стилю) в деревне Инцы Зимне-Золотицкой волости Архангельского уезда Архангельской губернии в семье смотрителя маяка на Белом море. Николай Хромцов начал плавать в 11 лет сначала юнгой, а с 14 лет матросом на парусниках судовладельца Ф. Ладкина. В 1921 г. он поступил матросом на л/п «Русанов», совершивший первое после гражданской войны заграничное плавание, а в 1923 г. принял участие в Карской товарообменной экспедиции.

За время военной службы на Балтийском флоте в 1924–1929 гг. Хромцов окончил школу подводного плавания и вечернее судоводительское отделение Ленинградского морского техникума. Демобилизовавшись и вернувшись в Архангельск, он был назначен старшим помощником капитана л/п «А. Сибиряков», а затем л/п «Русанов», на котором совершил плавание к Северной Земле и мысу Челюскин. Летом 1933 г. «Русанов» доставил в бухту Марии Прончищевой первую группу зимовщиков-промышленников во главе со знаменитым С. П. Журавлевым. В декабре того же года после скоропостижной смерти на борту «Русанова» его капитана Б. И. Ерохина Хромцов стал капитаном этого судна.

В 1936 г. Хромцов получил диплом капитана дальнего плавания и назначение капитаном л/п «Садко». В этой должности он участвовал во Второй и Третьей Высокоширотных экспедициях Главсевморпути под руководством Р. Л. Самойловича. В рамках Третьей экспедиции в 1937 г. «Садко» пересек море Лаптевых с запада на восток по 76-ой широте, обогнул с севера Новосибирские острова и дошел до о-вов Де-Лонга, на которых экспедиция провела научные исследования. Над островами Генриетты и Жаннетты водрузили советские флаги, а на о. Генриетты организовали полярную станцию. После этого судно пошло на выручку судов, попавших в ледовый плен, но в октябре само оказалось зажатым льдами. Лишь в августе 1938 г. «Садко» и «Малыгин» были освобождены ледоколом «Ермак».

В 1939 г. Хромцов стал капитаном ледокола «Дежнев», на котором проработал до начала войны, занимаясь арктическими перевозками и зверобойным промыслом. В первый же день войны Хромцов возглавил ледокол «Ленин». Под его руководством ледокол занимался проводкой советских и иностранных судов с вооружением, стратегическим сырьем, продовольствием для армии, работая как в западном секторе Арктики, так и по всей трассе Северного морского пути.

Награжден орденом "Знак Почета", медалью "За трудовую доблесть".

Скоропостижно скончался 23 сентября 1943 г. на своем боевом посту – на борту ледокола «Ленин». Похоронен в Архангельске на Кузнечевском кладбище.

В его честь был назван ледниковый купол (остров Харли, Земля Франца-Иосифа), мыс (Земля Георга, Архангельский пролив), улица Капитана Хромцова  в Архангельске. Название «Капитан Хромцов» было присвоено деревянной шхуне, построенной в Архангельске на Маймаксанской судоверфи в 1943 г. Также его имя носит большое судно ледового класса.

(Информация - www.gpavet.narod.ru)

О жизни капитана Н.И.Хромцова

www.copyright.ru
Сделать бесплатный сайт с uCoz