АРХАНГЕЛЬСКИЙ НЕКРОПОЛЬ


 

Вавилов Павел Иванович (1909-1966)

Герой Социалистического Труда, моряк, один из легендарных "сибиряковцев"

 
Родился 17 ноября 1909 г. в деревне Павличино Любимского уезда Ярославской губернии. По окончании школы в 1927-1929 гг. работал грузчиком в Кинешме. В 1929 г. перебрался в город Ленинград, где устроился матросом и работал на судах Ленинградского речного пароходства. В 1934 г. перевелся в Главное управление Северного морского пути, где работал кочегаром, машинистом. Принимал участие в Советско-финской войне 1939-1940 гг. На начало Великой Отечественной войны проходил службу на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков». 

Участник дегендарного боя экипажа парохода "А. Сибиряков" с гитлеровским рейдером "Адмирал Шеер" в Карском море 25 августа 1942 г., после которого ему единственному удалось спастись. Провел 37 суток на необитаемом острове Белуха, откуда был снят полярным летчиком Черевичным. Вот как выглядело чудесное спасение моряка: сначала Вавилов с другими членами экипажа попытался спастись в шлюпке, но та оказалась сильно повреждена в ходе обстрела. Спастись на бревне не получилось, так как сильное течение не позволяло отгрести от корабля. После того, как корабль ушел под воду, большинство моряков оказались затянутыми в образовавшуюся воронку, однако Павлу Вавилову повезло ухватиться за деревянные остатки судна и остаться на поверхности. Из последних сил он смог выбраться на проплывавшую рядом шлюпку, с которой немецкий катер перед тем забрал уцелевших моряков. В шлюпке Павел Иванович, переодевшись в сухую одежду лежавшего в ней мертвого товарища, смог добраться до необитаемого острова Белуха. На Белухе Вавилов обнаружил деревянный маяк. Опасаясь белых медведей, которых он увидел в первый же день пребывания на острове, моряк ночевал на верхней площадке башни маяка. На полярном скалистом островке Павел Иванович Вавилов провел по разным данным от 34 до 37 дней. Проходящие мимо пароходы не замечали моряка, в надежде размахивающего фуфайкой на берегу. Однако, когда продукты почти закончились и надвигались морозы, его заметили с проплывающего мимо парохода «Сакко» и прислали за моряком гидросамолет. 

После войны продолжал работать на судах Северного морского пути, на ледокольном пароходе "Георгий Седов", ледоколах "Ермак", "Ленин" ("Владимир Ильич"), "Капитан Мелехов". Вавилов внес и внедрил несколько десятков рационализаторских предложений, подготовил большое количество молодых машинистов. С 1961 г. на пенсии. 

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 августа 1960 г. за выдающиеся успехи, достигнутые в деле развития морского транспорта Вавилову Павлу Ивановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали "Серп и Молот". 

Награжден орденом Ленина, медалями, в том числе медалью Нахимова, знаком "Почетному полярнику". 

Скончался 18 января 1966 г. Похоронен в Архангельске на Кузнечевском кладбище.  

В честь отважного моряка назван пароход Мурманского морского пароходства (в 1981 г.) и остров в Карском море в составе Северо-Восточных островов. 

О подвиге Павла Вавилова 

www.copyright.ru
Сделать бесплатный сайт с uCoz